1. Главная
  2. Про Техосмотр

Про Техосмотр

Проходим техосмотр правильно

Техническое состояние транспортного средства важно не только для его владельца, но и для других участников дорожного движения – от технического состояния зависит безопасность, а она, как известно, превыше всего. Поэтому сегодня в России на дороги выпускаются только те автомобили, которые соответствуют определенным требованиям по техническому состоянию, а подтверждается это периодическим прохождением техосмотра.
За последние годы техосмотр претерпел серьезные изменения, он стал проще, понятнее и доступнее, и сейчас пройти его можно быстрее, чем раньше. Здесь мы как раз и расскажем о том, что такое техосмотр, и как его можно пройти с минимальными затратами времени и средств.

Из истории техосмотра в России

Долгое время прохождение техосмотра было серьезной проблемой для каждого владельца автомобиля, главная причина – огромные очереди на пунктах ТО, в которых водителям приходилось стоять буквально сутками. Отстояв очередь и заплатив денег, автолюбитель получать талон ТО, который обязательно должен был присутствовать в автомобиле. Бывалые шоферы вспоминают это время с ужасом, и все согласны с тем, что современные правила техосмотра куда более просты. А с чего началась история техосмотра в России? Согласно официальным источникам, впервые о техническом состоянии транспортных средств в нашей стране заговорили еще во второй половине XIX века, и тогда это относилось к гужевому транспорту – к каретам, коляскам и другим экипажам. Уже в 1869 году был принят документ, обязывающий проходить все экипажи, используемые для пассажирских перевозок, ежегодный технический осмотр. Первые автомобили в России стали появляться на рубеже веков, и уже с 1896 года все машины должны были подвергаться ежегодному техосмотру. Здесь не лишне будет напомнить, что первый в мире автомобиль был создан всего лишь за год до этого! Как видите, государство довольно быстро сообразило, что автомобиль – это не только повышенный источник опасности, но и неплохой источник доходов, ведь за техосмотры отвечали чиновники, и это стоило денег. И ничего за прошедший век принципиально не изменилось. С течением времени правила прохождения техосмотра несколько раз менялись, что-то вводилось, что-то упразднялось, и вот, в 2012 году (отдельные нормы вступали в силу 1 января и 30 июля) были приняты новые правила, которые кардинально изменили технический осмотр транспортных средств. Интересно, что всерьез о необходимости изменений стали говорить еще в 2008 году – тогда официально было признано, что техосмотр – это избыточная функция ГИБДД, и имеет смысл отдать ее в частные руки. Новые правила техосмотра действуют чуть более двух лет, и сейчас уже можно в подробностях рассказать о том, что изменилось, ведь эти правила, скорее всего, долго останутся неизменными.

Техосмотр по-новому: основные изменения

Отличия новых правил техосмотра от старых сведены в этой таблице, что даст наглядное представление о действующей системе техосмотра.

 

Старые правила техосмотра

Новые правила техосмотра

ОСАГО и техосмотр

Сначала покупался полис ОСАГО, затем проходился техосмотр. Без страховки техосмотр пройти было нельзя

Сначала проходится техосмотр, затем покупается полис ОСАГО. Теперь для покупки страховки нужна карта техосмотра

ОСАГО без техосмотра

-

Можно купить ОСАГО без техосмотра для новых ТС на срок не более 20 дней. Возможно только при следовании к пункту ТО, это так называемая транзитная страховка

Место прохождения ТО

В пункте технического осмотра по месту регистрации ТС

В пункте технического осмотра в любом регионе независимо от региона регистрации ТС

Кто проводит ТО

ГИБДД в лице инспектора

Аккредитованные операторы технического осмотра. Осмотр проводит эксперт. Это сделало возможным купить техосмотр онлайн через интернет без лишних затрат

Максимальное регламентированное время прохождения ТО

42 минуты

30 минут

Документ, подтверждающий прохождение ТО

Талон ТО

Диагностическая карта техосмотра в бумажном виде. В будущем вся система ТО должна перейти в электронный вид без выдачи бумажных документов

Пакет документов для прохождения ТО

 

Всего три документа:

  • ПТС;

  • Свидетельство о регистрации ТС;

  • Паспорт собственника ТС.

 

При этом законом установлено, что можно предъявлять или ПТС, или СРТС, о чем будет сказано ниже

Периодичность прохождения ТО

Новые ТС (легковые, грузовые до 3,5 т, мототранспорт)

Прохождение ТО сразу после покупки. В следующий раз – через три года

Прохождение ТО в первые 3 года эксплуатации ТС отменено

Легковые ТС от 3 до 7 лет

Раз в 2 года

Легковые ТС старше 7 лет

Ежегодно

Пассажирские и специальные ТС с числом сидячих мест более 8

Раз в 6 месяцев

Грузовые ТС со спецсигналами и ТС для обучения вождению

Ежегодно

Прицепы для ТС до 3,5 т., принадлежащих ФЛ

Проходили техосмотр

Прохождение техосмотра отменено

ТО при продаже автомобиля

Нужно проходить

Отменен – теперь можно оставить старую диагностическую карту

Стоимость ТО

Стоимость устанавливается регионами

Устанавливается регионами. В МО средняя цена – 680 рублей, в Москве – 720 рублей

Штрафы за отсутствие ТО

Штраф в размере от 500 до 800 рублей

Штрафы отменены

Отсутствие ТО и ДТП

 

При попадании в ДТП автомобиля, не прошедшего ТО, страховая компания вправе предъявить к автовладельцу регрессное требование, то есть – потребовать возместить ущерб из собственных средств. Действует в отношении водителей ТС, которые должны проходить ТО каждые полгода

О некоторых пунктах расскажем более подробно. Но прежде – несколько слов о самом техническом осмотре транспортных средств.

Основные детали технического осмотра

Для автомобилей старше трех лет диагностическая карта, которая выдается после прохождения технического осмотра, является главным документом, который вообще дает право на управление данным транспортным средством. Так как для автомобилей, достигших этого возраста, существует простое правило: сначала необходимо пройти техосмотр, потом приобрести полис ОСАГО, а уже затем ставить автомобиль на регистрационный учет. Таким образом, диагностическая карта на машину «запускает» цепочку действий, в результате которых транспортным средством можно начать пользоваться на территории РФ.

Осмотр транспортного средства проводится экспертом, который оценивает техническое состояние автомобиля по 65 пунктам. В числе систем, подлежащих обязательному осмотру и занесению в диагностическую карту, находятся следующие:

  • Тормозная система;

  • Осветительные приборы;

  • Рулевое управление;

  • Стеклоомыватели и стеклоочистители;

  • Токсичность двигателя;

  • Покрышки колес, в первую очередь проводится проверка на остаточную высоту протектора;

  • Ремни безопасности;

  • Стекла;

  • Зеркала заднего вида.

Каждый пункт прописан в диагностической карте и отмечается экспертом при осмотре. При обнаружении неисправностей они отмечаются в карте, а владельцу ТС дается 20 дней на их исправление. При повторном техосмотре придется заплатить за осмотр каждой обнаруженной в прошлый раз неисправности. Если же не успеть в 20-днейвный срок, то техосмотр придется проходить снова в полном объеме и за установленную плату. В целом, в техническом осмотре транспортных средств нет ничего сложного, и остается только удивляться, что государство приняло новый закон, который по-настоящему лучше старого, он делает жизнь рядовых автомобилистов проще и легче.

Диагностическая карта и ОСАГО

Выше уже было сказано, что сначала необходимо пройти техосмотр, а потом с чистой совестью покупать полис ОСАГО. Однако здесь нужно отметить один важный момент: сейчас приобрести страховку можно только при действующем техосмотре, причем сделать это можно за любое время до даты окончания ТО, хоть в последний день.
И еще один момент: при продаже автомобиля не нужно заново проходить техосмотр, диагностическая карта будет действительной вне зависимости от смены собственника. Так что сейчас после покупки авто можно сразу ехать за полисом ОСАГО, а затем в ГИБДД для постановки ТС на учет. Благодаря таким изменениям стало возможным покупать все необходимые документы прямо на месте проведения сделки. Наша компания предлагает такую услугу – вы можете вызвать специалиста на место проведения сделки купли-продажи, и вам будет предоставлена диагностическая карта с доставкой (если она нужна) и новый полис ОСАГО. После можно будет ехать в ГИБДД для переоформления.

Где, кто и как проводит техосмотр

Раньше машина была буквально «привязана» к месту регистрации – пройти техосмотр можно было только в том городе, в котором он поставлен на регистрационный учет. Сейчас эта мера упразднена, пройти ТО можно в любой точке России независимо от места регистрации автомобиля и места жительства его владельца. Проходить техосмотр необходимо у аккредитованных операторов, которых с каждым годом становится все больше, и в любом городе можно найти того оператора, который предложит лучшие условия. В частности, пройти техосмотр в Москве можно и в нашей компании (так как мы являемся аккредитованным оператором, и имеет право на проведение технического осмотра любых типов транспортных средств), причем для этого можно даже не показывать свой автомобиль.

Таким образом, новый техосмотр – это действительно очень просто и удобно.

Пакет документов для прохождения ТО

Согласно закону, в пункте технического осмотра нужно предоставить всего два документа, один из них – паспорт собственника, а второй – паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС). Потребовать другие документы никто не имеет права, да они, собственно, и не нужны.

Стоимость прохождения техосмотра

Цена техосмотра сейчас устанавливается регионами самостоятельно, однако здесь есть несколько нюансов.
Во-первых, стоимость устанавливается за первичный техосмотр, но нередко приходится проводить вторичный техосмотр – в этом случае плата берется только за осмотр каждой неисправности, обнаруженной при первичном техосмотре.
Во-вторых, если не успеть пройти вторичный техосмотр в установленный законом 20-дневный срок, то осмотр придется проходить заново в полном объеме, а значит, и заплатить за него придется полную стоимость. И, наконец, в-третьих, если пройти вторичный техосмотр у другого оператора, то он будет считаться первичным и его необходимо будет оплатить в полном объеме.
Так что лучше подготовиться к техосмотру и пройти его сразу, а при необходимости вторичного техосмотра пройти его у того же оператора. Также можно купить диагностическую карту у нас, и тогда можно забыть о проблемах с авто, о вторичном техосмотре и других неприятностях.

Периодичность прохождения ТО

Мы уже говорили о том, что для новых легковых автомобилей возрастом до 3-х лет техосмотр отменен, и это одно из главных нововведений. Также отменен техосмотр (в полном объеме) для прицепов легковых и грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой до 3,5 т. В отношении остальных категорий транспортных средств периодичность прохождения ТО осталась прежней. Вся информация приведена в таблице:

 

Тип ТС

Возраст ТС

Периодичность ТО

Легковые автомобили

До 3-х лет

Не проходят ТО

От 3 до 7 лет

Раз в 2 года

Старше 7 лет

Ежегодно

Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы

 

До 3-х лет

Не проходят ТО

От 3 до 7 лет

Раз в 2 года

Старше 7 лет

Ежегодно

Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 т.

До 3-х лет

Не проходят ТО

От 3 до 7 лет

Раз в 2 года

Старше 7 лет

Ежегодно

Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т.; прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т.

Независимо от возраста

Ежегодно

Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним

Независимо от возраста

Раз в 6 месяцев

Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более 8

Независимо от возраста

Раз в 6 месяцев

Автомобили, оборудованные проблесковыми маячками и звуковой сигнализацией (ТС со спецсигналами)

Независимо от возраста

Ежегодно

(не относится к ТС для перевозки опасных грузов)

Самоходные строительные машины, тракторы и иная специальная техника с ДВС объемом свыше 50 куб.см или электродвигателем мощнее 4 кВт; прицепы к ним

Независимо от возраста

Ежегодно

ТС сезонного применения проходят ТО не позднее чем через 15 суток после начала работ

Учебный транспорт

Независимо от возраста

Ежегодно

 

Штрафы за отсутствие ТО

Сегодня инспекторы ГИБДД не имеют права спрашивать наличие диагностической карты автомобиля, а из КоАП изъята статья о штрафах в связи с отсутствием ТО. На самом деле все логично: приобрести полис ОСАГО можно только при наличии диагностической карты, а значит, наличие страховки служит свидетельством о пройденном техосмотре. Именно поэтому одним из основных документов, которые чаще всего требуют инспекторы ГИБДД, является полис ОСАГО. Однако здесь (что неудивительно) есть один нюанс: диагностическая карта техосмотра обязательно должна присутствовать во всех типах автобусов, автомобилях такси и спецтехнике. Если ТС этой категории не имеет технического осмотра, то на владельца налагается штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Отсутствие ТО у виновника ДТП

Согласно закону, диагностическая карта должна быть у каждого автомобиля, который находится на территории России (за исключением особо оговоренных случаев), однако в реальности сногие автомобилисты не особо заботятся о прохождении ТО. И иногда такие водители становятся виновниками ДТП. В этом случае их ждет наказание в виде регрессного требования от страховой компании.
Регрессное требование – это требование о возмещении расходов, взятых на себя страховой компанией согласно страховому договору. То есть, если у виновника ДТП просрочен техосмотр, то страховщик все равно выплачивает положенные компенсации пострадавшему, но затем он требует у виновника возместить эти расходы.
И опять же здесь есть один важный нюанс: страховая компания может предъявить регресс только к тем владельцам ТС, которые обязаны проходить техосмотр раз в полгода и всегда возить с собой диагностическую карту. Так что к простым автомобилистам у страховых копаний не может быть претензий.

Легальность диагностической карты и надзор в сфере технического осмотра

В завершении этого небольшого обзора необходимо сказать несколько слов о том, кто регулирует сферу технического осмотра ТС, и как проверить легальность диагностической карты.
Сегодня все операторы техосмотра получают аккредитацию у Российского союза автостраховщиков (РСА), то есть – техосмотром занимаются те же организации, которые занимаются ОСАГО. И это правильно, ведь так снижается количество организаций и чиновников, которые стоят между водителем, техосмотром и страховкой.
Это же дает возможность проводить проверку легальности диагностических карт – она проводится на официальном сайте РСА по ссылке http://www.autoins.ru/ru/tech_inspection/index.wbp. На сайте содержится реестр всех действующих в России операторов техосмотра, и с его помощью можно легко проверить, имеет ли право та или иная компания выдавать диагностические карты.
Наша компания является аккредитованным оператором техосмотра, поэтому мы оказываем всестороннюю помощь в прохождении техосмотра любыми категориями транспортных средств. По вопросам приобретения диагностической карты (а также страховых полисов) звоните по телефону 8(495)790-01-07 – мы предложим выгодные условия.